Регуляция поведения человека

Тест "Субмарины". Поможет узнать, насколько хорошо у Вас развиты логика и мышление. Только 3 из 10 получают оценку отлично. А Вы?

Узнать


От начала и до конца жизнь человека проходит в тесном контакте с другими людьми. Находясь среди людей, человек не может обойтись без правил, которые определяли бы, как он должен себя вести. Эти правила, по сути, есть культурные, или социальные, т.е. общественные нормы, представляющие собой предписание, требование, пожелание и ожидание соответствующего, одобряемого другими людьми поведения человека.

Общественные нормы очень разнообразны. Прежде всего, это народные традиции и обычаи, в которых закрепляются привычные образцы поведения.

Далее­ - правовые нормы, закрепляемые в законах, издаваемых государством, за несоблюдение которых предусматриваются определенные наказания. Затем – моральные нормы, нарушение которых встречает общественное осуждение.

Политические нормы регулируют отношения между человеком и государством. Наконец, религиозные нормы, многие из которых выступают как нормы морали и поддерживаются моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм.

Среди этих норм особо важная роль принадлежит нормам морали. Слово «мораль» происходит от латинского «mos» и «mores», что означает «обычай» и «нрав». В качестве ее синонима, то есть слова, имеющего одинаковое значение, в русском языке употребляется также слово «этика», имеющая древнегреческое происхождение и переводящаяся как «нравственность».

Мораль – это сочетание норм, правил, принципов, исполнение которых является следствием воздействия на него силы общественного мнения и внутреннего убеждения человека.

Ни одна область человеческой жизни – общественной или личной- не обходится без моральных норм.

Есть ученые полагающие, что мораль является продолжением, усложнением групповых чувств животных, обеспечивающих выживание вида в борьбе за существование. Подобного взгляда придерживался австрийский зоолог Конар Лоренц, открывший у животных инстинктивные запреты, типа не убивать особи своего вида или группы, не нападать на нее без предупреждения и проверки, не бить того, кто принял позу покорности. Хотя эти и другие врожденные запреты животных имеют аналоги и в моральных нормах поведения человека, все же их похожесть на них имеет случайный характер, т.к. человеческая мораль возникла не из инстинкта, а на разумной основе.

Происхождение морали теряется в глубине веков, в начальных этапах развития человеческого общества. Чтобы добыть средства к существованию, жить в человеческом коллективе, общаться между собой, первобытным людям понадобились регуляторы их общественного поведения, то есть нормы и правила, которые рождались из повседневного повторения действий, наиболее целесообразных для существования. Сначала эти нормы не носили характер моральных и их требования исполнялись сугубо автоматически, чтобы обеспечить привычный порядок жизнедеятельности. Лишь со временем, с развитием и усложнением социальных отношений – половозрастным разделением труда, упорядочением половых отношений, вычленением родов внутри племен – появляется необходимость в осознанной нравственной регламентации поведения, в моральном закреплении определенных социальных отношений. Первобытные люди постепенно, с развитием общественного сознания, стали различать полезность и вред, добро и зло, равенство и дружбу, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость. Мораль закреплялась в сознании людей через сказания, мифы, песни, ритуалы, обычаи, табу, т. е. запрет, религиозные воззрения.

На протяжении тысячелетий вырабатывались такие основные общечеловеческие моральные нормы, как человечность, личное достоинство, скромность, верность долгу, осознание общественной ответственности, которые становились нравственными детерминантами (определяющими началами) поведения и взаимоотношения людей. С самого начала своего возникновения мораль отражала общественные интересы. Требования морали, вырабатываемые в контексте того или иного общества, имели всеобщее значение и охватывали всех людей, к нему принадлежащих. Они составляли часть их культурного опыта, аккумулировали в себе саму суть культуры, формировали в целом нравственную культуру, являющуюся важным компонентом духовной культуры общества.

В жизни современного общества мораль выступает одним из важнейших средств общественного регулирования поведения человека. Это регулирование осуществляется в форме определенных нравственных норм поведения человека и нравственной оценки его действий.

Мораль выполняет свою функцию регулятора воздействием силы общественного мнения, в формировании которого огромную роль играют политические, правовые и нравственные идеалы общества.

Духовная, нравственная сила общественного мнения делает обязательным соблюдение моральных норм, выступавших в виде безличного всеобщего долженствования и поддерживаемых влиянием общества и его авторитетом. Следовать или не следовать моральным требованиям – дело свободного выбора человека. Однако их несоблюдение ставит человека вне общества, вне культуры, превращает его как бы в «не - человека». А находящийся вне морали человек подвержен моральному одичанию.

В современной жизни и культуре роль морали оценивается не однозначно. Есть ученые, подчеркивающие деградацию морали, говоря о том, что она уступает сегодня место правовым формам регуляции человеческих отношений. Однако, моральные установки по принципу «все разрешено», «что хочу, то и делаю» и подобные ведут к кризису общества и культуры, к кризису самой человечности. Такие ориентации связаны не с конструированием и поддержанием форм взаимодействия в культуре, а с их деструкцией и разрушением. Поэтому любое общество должно быть заинтересованно в поддержании и развитии нравственных основ взаимоотношений и поведения людей.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: