Правила общения

Тест "Субмарины". Поможет узнать, насколько хорошо у Вас развиты логика и мышление. Только 3 из 10 получают оценку отлично. А Вы?

Узнать


Общение входит в повседневную жизнь человека как бы само собой разумеющееся. Потому возникает ощущение, что уметь общаться – это все равно, что уметь дышать. Поэтому общение воспринимается как должное. Но на самом деле общение – это тонкая и сложная деятельность человека, требующая определенных способностей. Умение человека общаться означает его умение правильно общаться, то есть оно предполагает следование определенным нормам и правилам в процессе общения.

Общение подразумевает взаимодействие двух или более общающихся сторон, между которым происходит взаимообмен информацией, мыслями и эмоциями.

Культура общения предполагает, что человек должен заранее подготовиться к беседе, продумать её тему и те вопросы, которые в принципе могут быть заданы им и собеседником, попытаться составить различные варианты их формулировок, а также схематичный план разговора.

 Общение начинается с контакта. Это фаза связана с преодолением определенного психологического барьера, создания приятной атмосферы для беседы. Начало дает тон всему разговору. В книге “Искусство любезно и галантно вести разговор” – изданной в Англии ещё 1713 году, писалось: ”Нужно начинать беседу умело. Самой обычной разговора является погода: она либо хороша, либо плоха. Если с вами согласятся, начало разговору положено”.

 Отношение собеседников к теме разговора во многом определяет форму проведения их беседы и процесс общения в целом. Поэтому собеседникам в беседе необходимо уметь удачно выбрать тему, предшествующую основной части разговора, уместную в данной ситуации и в то же время близкую и понятную, деликатно обходя при этом разного рода “острые углы” и “запретные темы”; Тема разговора должна быть по возможности интересной для обоих собеседников. Для малознакомых людей разумно завести разговор о концертах, выставках и т. д. Интересно обсуждение прочитанной книги, актуальных политических событий, новых открытий в науке, новинок литературы, но следует избегать тем, которые могли бы расколоть собеседников. Так, особенно остры политические и национальные темы. Не вызывающими острые разногласия темами являются любовь к домашним животным, родителям и учителям, будущая профессия, литература, спорт. В обществе не рассказывают страшных историй и вообще избегают того, что может вызывать тяжелые воспоминания и мрачное настроение. В разговоре лучше не касаться проблем личного характера, не рассказывать доверительно о себе. Воспитанный человек редко рассказывает о своих личных делах, отношениях на работе, заботах, привычках, вкусах.

 Общение предполагает, что собеседники говорят или слушают по очереди, не перебивая друг друга. Говорящему предписывается уважительное, доброжелательное отношение к собеседнику, не делать ему обидных высказываний, проявлять уместную вежливость, не навязывать упорно личных взглядов и мнений. Проявлением уважения и внимания к собеседнику является обращение к нему по имени. Каждый человек считает свое имя лучшим словом из всего лексического запаса.

Говорящему следует высказывать свои соображения, не задевая чувств своего собеседника. Ему необходимо четко следовать логике разворачивающейся беседы.

Для говорящего в процессе общения необходимо умение высказывать, сообщать о чем-либо таким образом, чтобы быть услышанным и понятым. Понимание другого человека – сложный процесс, ведь необходимо понять цели, намерения, смысл сообщения собеседника. Особенно это важно в ситуациях интимного общения, связанных с высоким эмоциональным напряжением, а так же при разрешении конфликтов. Психологи утверждают, что в процессе общения лишь 7 процентов сообщаемого воспринимается слушающим через слова, тогда как 38 процентов - через интонацию и тембр голоса, а 55 процентов – через выражение лица, позу, жесты. Неслучайно собеседники иногда склонны доверять не тому, что сказано, а тому, как сказано. Тон разговора должен быть плавным и естественным, а не педантичным и игривым. Не следует говорить слишком громко, но и слишком тихо, чтобы собеседник не был вынужден из всех сил напрягать слух.

Важным компонентом общения является умение вызвать смех собеседника.

В беседе недопустимо шутить примитивно или невпопад, неприлично сыпать анекдоты, не давая слушателям опомниться. Мешает в полной мере оценить остроумный анекдот взрыв неуемного веселья в устах самого рассказчика.

Общение представляет собой диалог – то есть говорение с двух сторон. Но, общаясь, люди 45 процентов времени тратят на слушание. Поэтому умение слушать ни менее важно в процессе беседы, чем умение говорить. Это на первый взгляд кажется, что слушающий всего лишь пассивно воспринимает рассказ говорящего. На самом же деле он не менее активен в общении, чем говорящий, так как именно он при помощи своего внимания направляет разговор в то или иное русло, выставляет оценку всему сказанному своей реакцией. Слушающий обязан внимательно выслушать все, что ему желает сообщить говорящий, не перебивать собеседника, не пытаться сбить его с мысли, не вставлять неуместных замечаний, не переводить процесс слушания в собственное говорение. Слушающему необходимо давать своему собеседнику выговориться, полностью закончить свою речь. Ему надо слушать собеседника, постоянно демонстрируя заинтересованность при помощи позы, мимики, задавая уточняющие вопросы. В беседе не нужно стыдиться или бояться задавать вопросы. Заключительные вопросы завершают разговор.

Слушающий должен сосредоточится на том, что говорит собеседник, стараться понять не только смысл слов, но и чувства собеседника.

Правила для говорящего и для слушающего теснейшим образом связаны, между собой и это естественно, так как говорящий и слушающий – две неразрывные стороны общения.

На содержание и процесс общения безусловно накладывает отпечаток принадлежность собеседников к той или иной социальной группе. Например, заметно различие в содержании, лексиконе и в манере общения животновода, дипломата и военнослужащего. Отличается общение молодежи, людей среднего возраста, пожилых, мужчин и женщин. Поэтому важен учет особенностей общения: говорить с ребенком надо иначе, нежели со взрослым, с близким человеком – не так, как с малознакомы.

Общение не может протекать без эмоций. Бесконтрольно демонстрируемые чувства – гнев, зависть, презрение – немедленно вызывают определенное состояние собеседника. Поэтому, желательно помнить, что улыбка является важным средством общения.

Современный человек в целом усложнился, стал более образованным, индивидуальным и не стандартным. И подобрать к нему правила общения трудно, но необходимо.

Знание правил общения помогает человеку, по крайне мере, правильнее общаться с другими людьми и находить с ними общий язык. Этим он улучшает не только свои отношения с ними, но и свою жизнь.

В преобладающем большинстве случаев в общении решающее значение имеет его содержательность. Чтобы стать человеком, общение с которым доставляет людям искреннее удовольствие, надо постоянно работать над собой, узнавать много нового, факты, которые не оставят равнодушными слушателей, а также постоянно обогащать и развивать свою духовную жизнь.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: