Культура умственного труда человека

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Большое значение в умственном труде имеет его культура. В ней выделяются три компонента. Во-первых, это совершенствование условий, в которых протекает трудовой процесс; во-вторых, это уровень организации умственного труда; в-третьих, эта техника трудового процесса. Продуктивность и культура умственного труда зависят во первых, от внутренних факторов, к которым относятся индивидуальные способности, особенности воли, состояние здоровья, степень тренированности и переутомления человека; во вторых, от внешних факторов, зависящих от обстановки внешней среды и организации рабочего места, режима труда и отдыха; в третьих, от уровня организации умственного труда; в четвертых, от величины умственной нагрузки.

 К важнейшим условиям оптимальной организации умственного труда прежде всего относится хорошее здоровье – телесное (соматическое) и душевное (психическое). Это объясняется тем, что мозг человека не изолирован от организма в целом, и происходящие в нем процессы обязательно отражается на работе мозга.

Умственная работоспособность человека во многом зависит от микроклимата в рабочем помещении. Считается, что оптимальной в нем является температура воздуха – плюс 18 градусов по Цельсию при влажности - 40-60 процентов. Так, если театр, по выражению Константина Сергеевича Станиславского, начинается с вешалки, то продуктивность умственного труда начинается с форточки, т.е. свежего воздуха.

Мозгу крайне необходим кислород. Особо он нужен для окисления органических веществ, которые питают ткани и способствуют выработке энергии. Кроме того, в сутки взрослый человек выделяет 22 литра углекислого газа. У тех, кто работает в душных помещениях, начитаются головные боли, повышается давление. Человек выделяет в сутки через кожу и легкие около одного литра воды. Работа в помещении с повышенной влажностью быстро утомляет.

Большое значение имеет правильная организация рабочего места. На письменном столе не должно быть ничего лишнего, что может отвлечь внимание, что занимает без пользы его полезную площадь.

Правила умственного труда предписывают соблюдать определенный режим дня, т.е. такой его распорядок, который обеспечивает лучшую работоспособность и предохраняет человека от переутомления. Работоспособность человека в утренние часы постепенно повышается и достигает к 10-13 часам наивысшего пика. После 14 часов происходит снижение работоспособности, но к 16-17 часам идет новая волна его повышения. Спад функциональных возможностей организма наступает, как правило, после 20 часов.

Закономерные изменения работоспособности человека происходят также в процессе непосредственной его умственной работы. Так, в начале работы возникает состояние так называемого втягивания в работу, занимающее 10-15 мин. времени. После этого происходит постепенное возрастание работоспособности с установлением стадии устойчивой работоспособности, длившейся 1,5-3 часа. А затем наступает фаза ее снижения.

 При умственном труде нельзя работать долго без перерыва, так как это снижает интерес к нему, ведет к переутомлению. Перерывы следует делать каждые 1-1,5 часа работы на 10-15 минут, а после 3-4 часов – на 0,5 – 1 час.

 К важным условиям продуктивной умственной работы относится также нормальный сон после трудового дня. Гигиена сна требует ложиться и пробуждаться в строго определенное время; прекращать напряженную умственную работу не менее чем за 1,5-2 часа до сна; не принимать много пищи непосредственно перед сном; регулярно перед сном совершать прогулки на воздухе не менее 15-20 мин., что позволит стереть впечатление дня, успокоить нервную систему и ускорить сон. Ложится спать желательно не позднее 23 часов, обязательно в хорошо проветриваемом помещении с открытой форточкой, и спать не менее 7-8 часов. Каждый недоспанный час снижает производительность умственного труда в последующий день на 15-20 процентов. А лишний час, наоборот, действует расслабляющим образом, понижает работоспособность.

Умственный труд почти полностью исключает физическое напряжение человека, а отдыхать необходимо ему не только ночью, но и днем. Значит, для людей умственного труда полезна периодическая физическая нагрузка. В режим дня необходимо вводить дозированное хождение по 30 мин. до начала работы, после ее окончания и перед сном. В процессе умственной деятельности, наряду с кратковременными перерывами, необходимо практиковать и умственные формы активного отдыха. Так, во время перерыва можно просмотреть газету или журнал, почитать интересную книгу, послушать радиопередачу.

Организация умственного труда предполагает существование плана. План – это точное, обоснованное расписание работ, которые предполагается выполнить в установленные сроки. Чтобы составить такое расписание, требуется, во-первых, установить конечную цель работ, во-вторых, определить точный объем этих работ, в третьих, учесть условия и возможности работы и, наконец, установить «меру» работы, которую можно выполнить за час, за день, за неделю и т.д. Планируя недельную нагрузку, следует помнить, что самыми продуктивными днями в рабочей неделе являются, как правило, среда, четверг.

Правильно организуя свой умственный труд, в первую очередь необходимо стремиться устранить потери времени. Основная потеря времени - это явные неделовые отвлечения от работы. Большое место среди них занимает болтовня, которая является следствием распущенности, невысокой внутренней культуры людей. К большим потерям времени студентов приводит отсутствие порядка в работе и хранении учебников, литературы, конспектов, небрежная запись лекций и конспектов.

Чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. По мере того, как человек втягивается в систематическую работу, само принуждение постепенно снимается, возникает и укрепляется привычка строго в определенное время приниматься за дело. Для выработки такого рефлекса необходимо систематически работать, а не ждать, когда придет желание трудиться или появится вдохновение.

Первая заповедь каждого, решившего повысить свою умственную работоспособность, заключается также в том, что любой необходимый труд следует сделать творческим. Учиться же не творчески, без желания, без воли, учиться, не размышляя, оставаясь равнодушным к самому учению, - значит попусту терять время.

Коэффициент полезного действия умственной работы определяется природными задатками человека. Талантливый человек по своим возможностям превышает уровень среднего. Но для продуктивной деятельности, кроме таланта, он должен обладать желанием и умением работать. Неслучайно великий американский изобретатель Томас Алва Эдисон говорил: «Гений – это один процент вдохновения, а на 99 процентов потения». Сам он работал по 18-19 часов в сутки.

Люди восхищаются теми, кто, казалось бы, не будучи очень способным, сумел поставить перед собой ясные цели и нашел способы заставить себя преодолеть лень, вялость, неорганизованность для достижения своих целей. Приходит время, и такие люди оказываются более способнее многих других. Так, медленно в детстве развивался Альберт Эйнштейн, учителя считали его неспособным к математике. Великим тружеником был певец Федор Иванович Шаляпин. «Я, - писал он, - вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы».

Бурное развитие современной информационной техники привело к существенным переменам в культуре умственного труда. С помощью персональных компьютеров становится возможным выполнять многие виды умственных работ. При работе с компьютером, кроме выполнения общих правил гигиены умственного труда, необходимо соблюдать определенные меры предосторожности – держаться на расстоянии не менее 60 см от монитора, делать через каждые 1,5-2 часа регулярные перерывы для отдыха глаз. Компьютер может оказывать вредное воздействие на психику человека, провоцируя так называемый «компьютерный психоз».


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.