Специфика умственного труда

Тест "Субмарины". Поможет узнать, насколько хорошо у Вас развиты логика и мышление. Только 3 из 10 получают оценку отлично. А Вы?

Узнать


Одной из основных особенностей человека является его способность к умственному труду.

Умственный труд возник значительно позже физического. С совершенствованием орудий труда в первобытном обществе из общей среды занятых преимущественно чисто физической работой людей постепенно стали выделяться те, кому поручались более сложные операции, где мыслительная деятельность, как свойство ума играла более существенную роль, чем сила мышц. Постепенно умственная деятельность стала преимущественно сферой деятельности отдельных людей. Отделение умственного труда от физического дало громадный толчок переходу от первобытной культуры к цивилизации, возникновению наук и развитию искусства.

Сегодня интеллектуальный труд активно интегрируется во все сферы общественной жизни. Вот почему современный мир характеризуется нарастанием численности людей умственного труда.

Умственный труд отличается от физического прежде всего тем, что основным его средством является не мускульная энергия, как в труде физическом, а тонкая высокоорганизованная субстанция мозга, психическая и духовная структура человека.

В умственном труде главная роль принадлежит центральной нервной системе, связанной с функционированием морфологических структур мозга человека. Мозг человека – это тончайший аппарат, представляющий наивысшую форму организованной материи на Земле. Он состоит из нескольких взаимосвязанных отделов. Его нижний отдел носит название продолговатого мозга, в котором расположены нервные центры, регулирующие дыхание, пищеварение, сердечно-сосудистую деятельность. Средний мозг участвует в передаче нервных импульсов и регуляции тонуса мышц, промежуточный мозг воздействует на регуляцию обмена веществ, температуру тела, смену сна и бодрствования, проявление эмоций.

Высшим отделом мозга являются два его больших полушария – левое и правое. Их кора, состоящая из огромного числа нервных клеток -нейронов (от 1,4 до 1,8 млрд.), материально обеспечивает умственную деятельность. По мнению учных, человеку доступны лишь четыре процента нейронов. Остальные нервные клетки, не использованные для мышления и хранения информации, обеспечивают надежность работы мозга, многократно дублируя наиболее значимые для жизнедеятельности реакции взаимодействия с миром.

На сегодня еще далеко не все известно о функциях, которые выполняют каждое полушарие и его отдельные области. Однако, уже доказано, что оба полушария обладают своими «способностями»: правое доминирует в проявлении таких свойств, как распознавание сложных зрительных образов, координация произвольных движений, выражение эмоций; а левое – осуществляет мышление, управляет центром речи и программирует поведение. Совместная согласованная работа правого и левого полушариев обеспечивает разнообразную умственную деятельность человека.

Во время умственной работы активно протекают такие психические процессы, как восприятие, память, мышление. Основой, на которой творит мозг, является память, поскольку знания являются результатом его способности запечатлевать, хранить и в нужный момент воспроизводить информацию. Благодаря памяти человеческий мозг способен запечатлевать, хранить и воспроизводить огромный объем разнообразной информации. Ученые отмечают, что в целом сегодняшние земные требования к мозгу человека во много раз ниже, чем его возможности. Даже живший 50-40 тыс. лет назад первобытный человек «напрягал» его значительно больше, потому что ему приходилось запоминать и помнить все и вся о мире и людях, а также самом себе. Современный же человек хранит в памяти лишь малую долю общего информационного запаса своего общества. Как утверждают специалисты, значительная часть клеток коры головного мозга, ответственной за память, им не используется. А используя их полностью, он мог бы за 60 лет своей жизни овладеть шестью иностранными языками и освоить программу трех вузов. Но в действительности эти возможности используются лишь на 30-40 процентов. Истории известны примеры удивительной памяти. Так, например, полководец Александр Македонский знал по имени всех солдат своей огромной армии.

В интеллектуальной деятельности человека память – это лишь один из факторов, от которого зависит успешность и продуктивность его работы. Не в меньшей степени они зависят от мыслительной деятельности, гибкости ума, наличия богатой фантазии, сильной воли, глубоких интересов, которые развиваются на протяжении всей жизни человека. Все необходимые качества ума человека, в том числе гибкость, самостоятельность, глубина, широта, последовательность, вырабатываются в процессе целенаправленного обучения и воспитания, путем настойчивой работы над собой. По мнению ученых, чем больше человек использует свой разум и мышление, тем больше он их развивает.

Человеку с большими интеллектуальными способностями умственный труд доставляет большое удовольствие и радость. Неслучайно древнегреческий философ Аристотель говорил: «Мышление – верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека».


Предыдущие материалы: Следующие материалы: