Исторические модели совершенного человека

Тест "Субмарины". Поможет узнать, насколько хорошо у Вас развиты логика и мышление. Только 3 из 10 получают оценку отлично. А Вы?

Узнать


Человек является основным носителем культуры в обществе. Каким он должен быть? Какие качества ему необходимы? Каждая историческая эпоха и каждое общество имели свое специфическое представление об этом.

На ранней стадии общественного развития представления об идеальном человеке выражались в мифологии. Первые философские взгляды об этом сложились в государствах Древнего Востока – Древнем Египте, Древней Индии и Древнем Китае. Так, в древнекитайской школе Конфуция (551-479 гг. до н.э.) возник идеал «благородного мужа», которому должны были быть присущи чувство долга и справедливости, следование порядку.

 В VI в. до н.э. в Индии возникает буддизм, одна из трёх мировых религий, в учении которого было сформулировано понимание «правильной жизни», потребовавшего от человека выполнения им пяти заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками.

Первая историческая западноевропейская модель идеального человека сложилась в Древней Греции и связана с именем философа Сократа, обосновавшего задачу человека в стремлении к нравственному совершенству на основе познания истины. Сократу принадлежит мысль о том, что «добродетель есть знание», поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости, и тогда он не будет совершать дурных поступков. Наиболее полно античная модель совершенного человека была сформулирована великим учеником Сократа Платоном – одним из учителей человечества. Учителем его делает то, что в начале IV в. до н.э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом академией и просуществовавшую несколько веков. В своих диалогах «Государство», «Законы», «Политик» Платон наряду с моделью идеального государства обосновывает модель идеального человека своего времени. Кого же можно считать таковым согласно этой модели? Прежде всего образованного человека, способного к длительному и целенаправленному обучению. Это не всякому доступно, поскольку предполагает предрасположенность к тяжёлому умственному труду. В этом некоторая избранность, неординарность культурного человека. «Человек, - пишет Платон, - существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». Знание Платон считал главной добродетелью человека. В перечень добродетелей он вводит также доброту, справедливость, честность, мудрость, мужество, смелость, воздержанность.

Личным образцом для Платона был образец благородного человека – гражданина, подчиняющегося законам государства и выполняющего свои гражданские обязанности, несущего в себе единство нравственных, гражданских и эстетических черт. Благородного человека, по его мнению, должны отличать красивая речь, учтивость, сдержанность, тактичность, умение говорить спокойно.

Сочетание красивого и благородного у древних греков обозначалось понятием «калокагатии» (греч. «калос» - прекрасный, «агатос» - добрый). Основной калокагатии было совершенство телесного сложения и духовно-нравственного склада. В Древней Греции была создана уникальная система формирования благородного человека. Эта система воспитания и образования получила название «пайдеи» (от греч. pais - ребёнок). Она предполагала обучение чтению и письму, знакомство с литературой, занятия искусством, гимнастикой и играми, совершенствование и приближение человека к истине и идеалу.

Античное представление об идеальном человеке было развито в ХV-XVI вв. н.э. в трудах великих мыслителей-гуманистов эпохи Возрождения, совершивших как бы повторное «открытие человека» и соединивших античный идеал с христианскими воззрениями в духе новых задач и устремлений, связанных с размахом ремесленного производства, финансового дела и торговли. Полнокровная, насыщенная духовностью жизнь признавалась ими единственно достойной человека. Они провозглашали гимны его разуму, талантам и творческим началам. Идеал человека, выработанный эпохой Возрождения, предполагал всестороннее развитие его духовных и физических сил, осознание им своего высокого предназначения. От него требовались всесторонняя образованность, глубокая осведомленность в различных областях знания, широта диапазона умений. Ярким воплощением этого идеала стал Леонардо да Винчи, великий художник, изобретатель, ученый, механик. Он оставил после себя не только великолепные живописные картины, но и большое количество инженерно-конструкторских разработок, начиная от простых ножниц и акваланга, кончая летательными аппаратами. К тому же он был превосходным наездником, музыкантом, несравненным собеседником - словом, «гомо универсале» эпохи Возрождения.

Новое понимание совершенного человека порождает Новое время, охватывающее конец XVII – середину XX вв., именующееся эпохой разума и связанное с промышленным переворотом, реализацией индустриальной цивилизации и расцветом наук, прежде всего механики, физики, математики, химии, несущих с собой ощущение огромных возможностей человека, веру в его способности преобразовать окружающий мир, произвести поистине революционные сдвиги во всех сферах общественной жизни.

Как бы открывая Новое время, английский философ Фрэнсис Бэкон и французский мыслитель Рене Декарт ставят перед человечеством грандиозную цель: с помощью знаний и науки сделать человека «господином и повелителем природы», способным прочитать Книгу природы, написанную языком математики и науки. В приобретении знаний человеку Нового времени ими предписывалось сделать акцент в их специализации и полезности. В приобретении человеком лучших качеств большое значение придавалось его просвещению и воспитанию. Разум должен был способствовать развитию в нем достоинства, рационализма, расчетливости, трудолюбия, упорства в достижении цели. Идеалом становился деятельный «человек, который всем обязан самому себе».

Новое время утверждало подлинное место человека в мире, закрепляло за ним его право на самостоятельное духовное и физическое развитие, бесконечное самосовершенствование в духе просветительских идеалов и ценностей. Эти тенденции получили дальнейшее развитие в наше время, оказав существенное влияние на формирование современных критериев культурного человека.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы: