Понятие культуры

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Слово «культура» впервые появилось в латинском языке. Его употребляли поэты и ученые Древнего Рима, обозначая так действие по возделыванию и обработке чего-либо. В средние века н. э. это слово стало обозначать метод возделывания зерновых, и, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Лишь в XУ111 веке его стали употреблять по отношению к людям: если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применяли главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа.

Со второй половины XIX века понятие «культура» приобретает статус научной категории. Им стали обозначать уровень развития общества. А в XX веке научные представления о культуре получают окончательное оформление.

Сегодня в самом широком смысле под культурой понимается все созданное человеком. Культура предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от девственной природы. Культура есть не природа, внеприродное явление. Но при этом культура и природа тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается от взаимодействия человека с природой.

Культура возникает вместе с появлением на Земле человечества. Ее рождение не было единовременным актом, оно представляло собой долгий процесс возникновения и становления, не имея точной даты.

История человеческой культуры позволяет выделить в ней пять больших периодов.

Первый период приходится на культуру первобытного общества, возникшего вместе с выделением человека из царства животных и просуществовавшего до IV тыс. до н.э. в Древнем Египте и I тыс. до н.э. в Древней Греции. Письменность была еще неизвестна, и поэтому о первобытной культуре мы можем судить только по археологическим останкам и этнографическим параллелям.

В этот период развития человечества культура характеризуется накоплением отдельных ее элементов, в частности магических и мифологических воззрений, нравственных норм, медленным и постепенным возрастанием роли и значения культуры в жизни первобытного человека. В своей материальной и духовной деятельности первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, культура первобытного общества отражала гармонию человека и природы, его стремление к адаптации к природной и социальной среде обитания. Человечество пребывало тогда как бы в младенчестве и во всем делало лишь первые робкие шаги.

Второй период длился с IV тыс. до н. э. до V в. н. э. и являлся как бы детством человечества. С этого периода, с возникновением первых государств мира, культура начинает развиваться на цивилизационной основе. Величайшим культурным достижением этой эпохи явилось возникновение и развитие письменности. Складывается философия, большие успехи делает искусство, формируются начальные элементы научных знаний. На этом этапе основные культурные очаги человечества представляли Древний Египет и Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Древний Рим. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Древние греки были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить свое время.

Следующую веху - третий период в истории человеческой культуры- составляет культура Средневековья, приходящаяся на V-XVII века, когда наряду с уже известными культурными центрами мира появляются новые- Византия, Западная Европа, Волжско-Камская Булгария, Киевская Русь. Этот период представляет собой как бы отрочество человечества, завершающий этап в развитии традиционного общества, духовной основой которого являлись традиции, обычаи и религия. В рамках культуры этого общества закладываются основы формирования восточной и западной региональных цивилизаций с их специфическими национальными особенностями.

Четвертый период является относительно небольшим, охватывает XV-XVI века и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует как бы юношескому возрасту человечества. В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран и составляет переходный этап от Средневековой культуры к культуре Нового времени. В культуре этого периода активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Главным идейным течением становится гуманизм, в котором утверждается вера в человека и его разум. Изобретение книгопечатания, ставшего в Европе регулярным с середины XV в., способствовало быстрому распространению знаний. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.

Пятый период начинается с середины XVII века, вместе с Новым временем, и продолжается в наши дни. Это как бы время взрослости человека. Впервые в истории человечества складывается высокомеханизированная промышленная индустрия, породившая индустриальное общество и потребовавшая от людей высокого ритма труда и жизни в целом, повышения грамотности и образования. В индустриальном обществе возникает новый тип культуры, который получил название книжной. Книга становится важным источником различной информации, средством приобщения людей к духовной культуре. Главными ценностями культуры становятся разум, интеллект и наука. Благодаря успехам науки Запад выходит на ведущие позиции в мировой истории.

В середине ХХ века в США, а затем и в других странах началась научно- техническая революция. Это стало переходом к новому типу цивилизации- постиндустриальному или информационному обществу. На глазах возникает информационная или экранная культура, основанная на соединении компьютера, видеотехники и средств связи, обеспечивающая возможность свободного выхода человека в мир информации, позволяющая получать на экране компьютера информацию из архивов, книгохранилищ и библиотек. Именно этой культуре принадлежит будущее.

Историческое богатство культурного материала, отношение культуры ко всем сферам жизнедеятельности человека порождают огромное число подходов к трактовке культуры. Неудивительно, что в научной литературе насчитываются сотни различных определений культуры. Большинство ученых сегодня используют это понятие для обозначения во первых, степени развития того или иного вида  человеческой деятельности, во-вторых, уровня индивидуального развития человека, в третьих уровня развития того или иного общества, выражающейся в совокупности его материальных и духовных ценностей, и в четвертых, достижений человечества в целом.

Культура подразделяется на материальную и духовную.

Материальная культура – это воплощение материализованных человеческих и общественных потребностей, совокупность материальных благ, созданных людьми. Это техника, технология, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежда и т. д. Материальная культура есть окружающая человека предметная среда. Особую категорию материальной культуры составляют породы животных хозяйственного использования, а также декоративные породы собак, голубей и т. п. При этом имеется в виду не все поголовье, а лишь носители породы.

В качестве духовной культуры выступают явления, связанные с сознанием, интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека. Это язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т. п.

Между материальной и духовной культурой имеется глубинное единство, поскольку обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой, в конечном счете, находится духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека, которые он воплощает в материальную форму.

Культура в глобальном смысле одна, о ней можно говорить в единственном числе в смысле общечеловеческой или мировой культуры в целом. Но под словом «культура» можно также понимать локальную культуру, т.е. культуру конкретного, исторически определенного общества. Особое место среди локальных культур занимают этнические и национальные культуры, создаваемые отдельными народами и странами.

Сложный феномен культуры изучают многие науки о человеке и обществе. С середины XX века культура стала предметом изучения новой науки – культурологии.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.